Стратегическое планирование - залог развития компании
Любая компания должна не только уметь быстро подстраиваться под реалии рынка, но и планировать стратегические цели для долгосрочного видения.
Стратегическое планирование - это определение долгосрочных целей и направлений деятельности компании, реализация которых обеспечит эффективную работу предприятия в долгосрочной перспективе, а также быструю адаптацию к внешним условиям рынка.
Стратегический план должен быть ориентирован на отдаленную перспективу, но в то же время он предполагает гибкость, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения.
Этапы стратегического планирования:
• Определение миссии предприятия.
• Формирование стратегических целей.
• Анализ внешней среды.
• Выбор генеральной стратегии.
• Анализ стратегических альтернатив.
• Разработка функциональных и ресурсных субстратегий.
• Внедрение, контроль, оценка результатов.
Какие ошибки в стратегическом планировании и пути решения?
По словам Бориса Старинского, в процессе стратегического планирования украинские компании допускают немало ошибок. Одна из самых распространенных - предположение, что рынок будет развиваться, как и раньше, а конкуренты - вести себя, как раньше. Однако в реальности все происходит иначе. Кроме того, не всегда в стратегическом планировании учитываются макроэкономические факторы, которые в современных реалиях очень важны.
Анастасия Байдаченко обратила внимание на следующую ошибку украинских компаний при стратегическом планировании: они часто оперируют модели «здесь и сейчас» или «снимаем сливки».
«Компании прекрасно осознают, что существующая бизнес-модель не сможет оперировать, например, из-за ограничений нового законодательства, выхода на рынок сильного международного игрока или быстрого роста конкуренции из-за низкого барьера входа. Поэтому бизнес пытается максимально заработать, использовать квазимонопольное положение, увеличивая краткосрочную прибыль, при этом не ведется никакой работы с целевым сегментом, уровнем удовлетворения его потребностей, формированием и донесением ценности, построением лояльности », - отметила эксперт.
Более того, по ее словам, владелец бизнеса слабо понимает, куда развивается бизнес, где он будет через 2-5 лет.
«Скорее всего, если возможности заработка в текущей ниши снизятся, владелец будет искать новую. Также важно начинать стратегическое планирование с понимание потребностей целевого сегмента и ценности, которую бизнес может доставить », - подчеркнула Анастасия Байдаченко.
Среди проблем, с которыми сталкивается отечественный бизнес при стратегическом планировании, Анастасия Байдаченко выделила необходимость строить многофакторные модели и предусматривать нелинейные сценарии развития.
«Современные бизнес вынуждены оперировать в среде агрессивных изменений, модели прошлых десятилетий дают сбои, казалось бы, эффективные бизнес перестают приносить прибыль. Критически важно для владельцев и руководителей быть готовыми к новым подходам, признавать ошибок и конструктивного выносить опыт. Часто это может означать передать бразды правления управленцу нового поколения или независимом борда директоров », - пояснила она.
Стратегическое планирование обеспечивает комплексный анализ проблем, с которыми может столкнуться предприятие, а также пути их решения. В рамках стратегического планирования разрабатывается конкретный план управленческих действий, направленных на выполнение миссии предприятия и достижения поставленных целей. Стратегический план позволяет владельцу и высшему руководству компании осознать долгосрочный вектор развития бизнеса, поможет ежедневно принимать эффективные решения.
Таким образом, стратегическое планирование - это залог гармоничного и быстрого развития компании.
А для более эффективного стратегического планирования рекомендуем использовать магнитно-маркерные стены - как инструмент для коллаборации и генерации идей. Подробнее о маркерные стены можно почитать здесь.