Любая компания должна не только уметь быстро подстраиваться под реалии рынка, но и планировать стратегические цели для долгосрочного видения.

Стратегическое планирование - это определение долгосрочных целей и направлений деятельности компании, реализация которых обеспечит эффективную работу предприятия в долгосрочной перспективе, а также быструю адаптацию к внешним условиям рынка.

Стратегический план должен быть ориентирован на отдаленную перспективу, но в то же время он предполагает гибкость, чтобы при необходимости можно было внести в него изменения.


Этапы стратегического планирования:

• Определение миссии предприятия.

• Формирование стратегических целей.

• Анализ внешней среды.

• Выбор генеральной стратегии.

• Анализ стратегических альтернатив.

• Разработка функциональных и ресурсных субстратегий.

• Внедрение, контроль, оценка результатов.


Какие ошибки в стратегическом планировании и пути решения?

По словам Бориса Старинского, в процессе стратегического планирования украинские компании допускают немало ошибок. Одна из самых распространенных - предположение, что рынок будет развиваться, как и раньше, а конкуренты - вести себя, как раньше. Однако в реальности все происходит иначе. Кроме того, не всегда в стратегическом планировании учитываются макроэкономические факторы, которые в современных реалиях очень важны.


Анастасия Байдаченко обратила внимание на следующую ошибку украинских компаний при стратегическом планировании: они часто оперируют модели «здесь и сейчас» или «снимаем сливки».

«Компании прекрасно осознают, что существующая бизнес-модель не сможет оперировать, например, из-за ограничений нового законодательства, выхода на рынок сильного международного игрока или быстрого роста конкуренции из-за низкого барьера входа. Поэтому бизнес пытается максимально заработать, использовать квазимонопольное положение, увеличивая краткосрочную прибыль, при этом не ведется никакой работы с целевым сегментом, уровнем удовлетворения его потребностей, формированием и донесением ценности, построением лояльности », - отметила эксперт.


Более того, по ее словам, владелец бизнеса слабо понимает, куда развивается бизнес, где он будет через 2-5 лет.

«Скорее всего, если возможности заработка в текущей ниши снизятся, владелец будет искать новую. Также важно начинать стратегическое планирование с понимание потребностей целевого сегмента и ценности, которую бизнес может доставить », - подчеркнула Анастасия Байдаченко.


Среди проблем, с которыми сталкивается отечественный бизнес при стратегическом планировании, Анастасия Байдаченко выделила необходимость строить многофакторные модели и предусматривать нелинейные сценарии развития.

«Современные бизнес вынуждены оперировать в среде агрессивных изменений, модели прошлых десятилетий дают сбои, казалось бы, эффективные бизнес перестают приносить прибыль. Критически важно для владельцев и руководителей быть готовыми к новым подходам, признавать ошибок и конструктивного выносить опыт. Часто это может означать передать бразды правления управленцу нового поколения или независимом борда директоров », - пояснила она.


Стратегическое планирование обеспечивает комплексный анализ проблем, с которыми может столкнуться предприятие, а также пути их решения. В рамках стратегического планирования разрабатывается конкретный план управленческих действий, направленных на выполнение миссии предприятия и достижения поставленных целей. Стратегический план позволяет владельцу и высшему руководству компании осознать долгосрочный вектор развития бизнеса, поможет ежедневно принимать эффективные решения.

Таким образом, стратегическое планирование - это залог гармоничного и быстрого развития компании.


А для более эффективного стратегического планирования рекомендуем использовать магнитно-маркерные стены - как инструмент для коллаборации и генерации идей. Подробнее о маркерные стены можно почитать здесь.